Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных идеалов, ценностных установок.
Важнейшие ценности – это личная и национальная свободы, жизнь человека, вера в Россию, в единство российской нации и, конечно же, патриотизм и патриотическое воспитание.
На наш взгляд, не менее важными являются принципы культуросообразности, культурогенеза, ценностной ориентации образования, нравственного развития личности.
Для полноценного системного осуществления патриотического воспитания и духовно-нравственного развития обучающегося, становления его гражданского самосознания в лицее созданы соответствующие условия:
1) развивающая культурно-воспитательной среда (кружки, секции и студии разной направленности):
– «Основы православной культуры»
– «Студия танца»
– «Хор»
– театральный кружок «Салют»
– «Родное слово»
2) эстетическая среда образовательного учреждения, воспитывающая чувство красоты, гармонии, совершенства, прививающая духовно-нравственные ценности:
– уникальное оформление холлов и рекреаций лицея, актового и конференц-залов, учебных кабинетов,
– пришкольный участок, являющийся парковой зоной не только для обучающихся, родителей и педагогов, но для всех жителей микрорайона, в том числе благодаря реализации долгосрочного социального проекта «Родному лицею заботу лицеистов»;
3) реализуются социально-значимые проекты:
– «Восьмицветная радуга детства» - руководитель Басюк О.В.,
– «Живи, родник!» - руководители Чернова М.В., Пашкович И.А.,
– «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»,
− «Помоги Леночке и её друзьям», руководитель Пашкович И.А.,
− «Ты не один» (оказание помощи пожилым людям),
– «Какой великой славой венчать твои дела» и другие;
4) проводится системная работа лицея с семьей: осуществляется взаимодействие с родителями обучающихся по вопросам воспитания и социализации учащихся (в том числе в рамках работы опытно–экспериментальной площадки по теме «Гуманно-личностный подход к развитию взаимодействия педагогов, детей и родителей в образовательном пространстве начальной школы») – родительские собрания, праздники, экскурсии, совместная работа над социальными проектами;
5) в каждом учебном кабинете оформлены социально-воспитательные уголки, содержащие символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории;
6) в полном объёме используются возможности лицейских библиотек, как информационных центров, способствующих духовно-нравственному развитию обучающихся;
7) создан сайт лицея, содержащий информацию об истории лицея, его культурных, педагогических и других традиций;
8) в соответствии с планами работы классных руководителей в системе проводятся классные часы с целью ознакомления обучающихся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина;
9) в соответствии с планом воспитательной работы лицея обучающиеся в системе принимают участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в играх военно-патриотического содержания: «Гвардеец», «Орленок», встреч с ветеранами Великой Отечественной войны,
В рамках реализации предметов учебного плана образовательных областей «Филология», «Обществознание», «Искусство», «Окружающий мир» (начальная школа) в системе осуществляется ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством и искусством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.
Созданные в лицее условия и накопленный опыт позволили нам в этом учебном году открыть «Ресурсный инновационный центр патриотического и духовно-нравственного воспитания».
Работа центра направлена на разработку, апробацию и внедрение инновационных технологий формирования у современного поколения идеалов и опыта служения Отечеству, готовности к его защите.
Это особо актуально, так как Волгоградская область – родина легендарной Сталинградской битвы, центр патриотического воспитания России, опорный край державы, традиционный источник образцов духовно-нравственного подвижничества защитников Отечества и патриотической деятельности современных поколений наследников Великой Победы.
Методологической базой ресурсного центра является «Фундаментальное ядро содержания образования», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Сегодня в лицее ведется работа по всем приоритетным направлениям образования:
· Гражданско-правовое и патриотическое воспитание
· Духовно-нравственное воспитание
· Здоровый образ жизни
· Индивидуальные образовательные траектории
· Лицейское самоуправление
· Дополнительное образование
· Предпрофильное воспитание
· Дети-педагоги-родители единомышленники в сотрудничестве.
Реализация целей и задач воспитания осуществляется через внедрение в практику лицейской жизни целевых подпрограмм, которые осуществляют руководители творческих групп, предметных кафедр и методических объединений:
«Ориентир»
Подпрограмма направлена на развитие у обучающихся навыков учебной деятельности профессиональных интересов, склонностей, качеств, важных для профессионального самоопределения. Осуществляется через:
· встречи с работниками различных специальностей (архитекторы, врачи, педагоги, военнослужащие и д.р.)
· проведение творческих лабораторий, недель профориентационной работы;
· выпуска номеров лицейской газеты «Высокая планка», «Просто газета»
· встречи с представителями различных образовательных учреждений
· посещение «Дней открытых дверей» средних и высших профессиональных учебных заведений города Волгограда
· работу профильных отрядов в профильном лагере «Шаги в будущее».
«Здоровье»
Подпрограмма направлена на формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и саморегуляцию личности подростка.
Работа осуществляется через:
· проведение Дней здоровья, «Малых Олимпийских игр»;
· спартакиады, спортивные соревнования «День славы для всех богатырей»;
· тематические спортивные праздники;
· систему работы по профилактике ДДТТ, наркотизации, алкоголизма, табакокурения, употребления ПАВ;
· сотрудничество с Областным наркологическим центром, Районным центром оказания психологической помощи подросткам и молодежи «Альтернатива»; с комиссией по делам несовершеннолетних.
«Мир увлечений»
Подпрограмма направлена на формирование и развитие творческих способностей лицеистов; созданию условий для самореализации личности.
Работа осуществляется через:
· праздники («Посвящение в лицеисты», «Осенняя ярмарка», «Масленица»);
· конкурсы («Новогодний КВН», «Мисс лицея», «Мистер лицея»);
· фестивали («Осенняя калоша», «Синяя птица», «Лицейский марафон));
· организацию выставок рисунков, творческих работ лицеистов; работу «Музея детского творчества»
· участие в районных, городских, областных, международных конкурсах.
«Семья»
Подпрограмма направлена на создание системы взаимодействия семьи и лицея в интересах развития личности обучающихся.
Работа строится через:
· изучение семей обучающихся
· психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские лектории, встречи со специалистами различных служб, совместная деятельность администрации лицея, родительского комитета и Попечительского совета.)
· массовые мероприятия (совместные праздники «Лицейский марафон», Новогодние праздники, спортивные соревнования, участие в конкурсах, организация благоустройства и озеленения лицейского двора и т.д)
· привлечение родителей к управлению образовательным процессом (работа Попечительского совета, организация деятельности лицейского Родительского комитета, классных родительских комитетов).
Подробнее следует остановиться на направлении подпрограммы
«Патриот»
Подпрограмма «Патриот» направлена на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремление к выполнению своего гражданского долга.
Работа осуществляется через:
· уроки мужества;
· экскурсии и походы по памятным местам Волгограда;
· заочные экскурсии;
· литературно-музыкальные композиции «Отечество - мое Россия», «Святые даты Сталинграда мы в памяти потомков сохраним» и др.;
· конкурсы строя и песни «Парад младших войск»;
· торжественные линейки памяти;
· Вахту памяти на Посту №1;
· фестивали военной песни «Неугасима память поколений»;
· конкурсы рисунков и плакатов на военную тематику;
· сотрудничество с музеями Волгограда (Областной краеведческий музей; Музей-панорама «Сталинградской битвы»);
· участие в городской военно-спортивной игре «Боевые рубежи»;
· забота о ветеранах Великой Отечественной войны, престарелых людях, проживающие на микроучастке лицея.
Традиционным делом для лицея стало торжественное посвящение в лицеисты на героических местах Волгограда. Реализация основных направлений данной подпрограммы способствует решению главной задачи – воспитанию патриотов России.
Наряду с подпрограммами «Юный Волгоградец, «Ориентир», «Здоровье», «Мир увлечений», «Семья», «Патриот» лицей № 9 является экспериментальной площадкой по реализации метапрограммы «Мое Отечество». Современный национальный идеал личности – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Культурно-воспитательная среда лицея, работа по реализации программы «Инновационного ресурсного центра» пробуждают стремление обучающихся к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию, способствуют формированию истинного патриота.